Обзор игры Last of Us / Одни из нас

Какого-то сценариста Naughty Dog захватил вид муравьев, пораженных паразитическими спорами гриба «Кордицепса однобокого«. Признаться, его можно понять. Попадая в муравья, гриб полностью контролирует движение и поведение бедного насекомого и заставляет его забираться повыше на дерево, вцепиться жвалами в центральную жилку листа и качать оттуда минеральные вещества до тех пор, пока из самого муравья не прорастёт грибовидное тело. Как в любой хорошей фантастике, авторы игры решили сделать всего одно допущение — а что если такой паразитный гриб сможет паразитировать на людях? Что тогда произойдет?

Ничего хорошего, отвечает нам Last of Us. Апокалипсис, общественная деградация, ученые в панике ищут лекарство от паразита, а военные расстреливают всех зараженных, которые постепенно превращаются из зомби, контролируемых грибом, в по-настоящему страшных монстров. В результате, двадцать лет спустя мы имеем нет, не радиоактивные пустоши, а заброшенные, увитые плющом города и болотца. Людей тут нет, теперь вокруг природа и люди, мутировавшие под воздействием паразита. Немногочисленные выжившие ведут либо растительно-мирное существование под предводительством военных на специально оборудованных базах, либо сбиваются в банды мародёров и грабят, насилуют, убивают. В общем, жизнь кипит.

Мы играем за мужчину по имени Джоэл. Когда-то у него была семья, дочь, брат. Всё изменилось в один неудачный день и теперь Джоэл один. Джоэлу за 50, он уже очень устал от жизни и всего этого, но пытается выжить как может. You know. Just survavin’. Нет, разумеется, у него есть напарница вместе с которой они проворачивают сомнительные с точки зрения новых законов делишки, но их связывают чисто деловые отношения. Эти отношения как раз и приводят Джоэла к тому, что он знакомится с девочкой по имени Элли, которая изменит всю его жизнь.

Я не буду рассказывать сюжет, но не потому что это обожемойспойлеры, а потому что как ни рассказывай, даже если просто пересказать концовку своими словами, то Last of Us фактически не об этом. Игрожуры сравнивают игру с фильмом «Дитя Человеческое» (Children of man, 2006) Альфонсо Куарона (хороший фильм, советую) и проводят параллели с «Дорогой» (The Road, 2009) Хиллкоута (книга, кстати, лучше), но всё это абсолютно не важно, откуда Naughty Dog черпали вдохновение, потому что наиболее напрашивающаяся ассоциация — это Волшебник из страны Оз.

Храбрая девочка Элли идёт по дороге полной опасностей к волшебнику который поможет ей вернутся домой, а страна жевунов снова станет страной добра и процветания. Помогает ей Тотошка, тут пятидесяти лет от роду и с богатым опытом мародёра, готовый порвать ради девочки кого угодно.

lou1

Только вот игра опять же не про ваши или мои ассоциации, не про апокалипсис и даже не про сложные моральные выборы, которым так знаменита Walking Dead, она про то, как быстро люди забывают, что они в общем-то люди. Банальщина, конечно, но Last of Us, как и каждый второй фильм или игра про зомби на самом деле про то, что люди — звери, опаснее оживших мертвецов или там мутантов. Не волнуйтесь, это не единственная свежая идея. Игра опять же не только про это. Она про твои мысли о том, сможешь ли ты расстаться с прошлым или придется все начинать с начала. Про отношения отец-дочь. Про зиму и про смерть. Про голод и потерю морали. В общем, простые, человеческие истины.

Last of Us это монументальное, неторопливое произведение, чуть ли не созерцательного характера. История медленно запрягает, медленно разворачивается и до самого конца не ясно чем она всё-таки закончится. Возможно некоторым людям она покажется даже несколько скучноватой, но поверьте, стоит себя пересилить и досидеть до конца.

Тогда 15 часов геймплея покажутся чуть ли не самыми короткими в вашей жизни, тем более, что тут есть на что посмотреть.

Пост-апокалипсис еще никогда не выглядел настолько убедительно. Знаете, у людей, приходящих в художественную школу или класс, всегда просят помимо того, чтобы нарисовать что-либо, придумать к этому сюжет или историю. Вот, скажем, я рисую кабачок раздавленный танком — какая у него история? Да, это глупо, но вы попробуйте придумать. Это сложно и непросто, рисовать не только отлично, а рисовать так, чтобы народ в это поверил. Так вот, концепт-художники Naughty Dog рисуют картины, рассказывающие нам истории похлеще тех, которые происходят в игре. Вот тут край больничной койки, а на стене — следы от пуль, ведущие в коридор, где всё измазано кровью. Там — детская коляска с тщательно упакованным туда дробовиком. В полузатопленном домике на колёсах спит вечным сном маленькая девочка, а на стене надпись forgive us baby girl. Из таких историй строится картина мира и меня очень радует, что создатели заставляют работать наше воображение.

Вторит концептам и его реализация — по-простому говоря, Last of Us это самая технически совершенная игра на Playstation 3. Даже удивление иногда берет, как на текущем поколении консолей с устаревшим железом восьмилетней давности может быть такой уровень графики и такое количество эффектов в кадре. Но не волнуйтесь, это не yoba-шутер типа Killzone, где всё рассчитано исключительно на «показать как мы можем», графическая составляющая находится в идеальном соотношении с художественным смыслом. В идиотской рецензии на RU-IGN автор ругал «картонность и похожесть декораций», но позвольте, это же одноэтажная Америка, осень, пригород, типовая застройка, именно так и выглядит американская глубинка! Каждая локация уникальна и разрушена так, как она должна была быть разрушена за двадцать лет катастрофы, а комнаты обставлены именно так, как если бы там жили живые, думающие люди. Постер на стене, набор дисков, гитара — здесь явно жил подросток, любящий j-rock, из таких мелочей складывается атмосфера.

the_last_of_us_028304020

Ну и да, вы заметили. Я сказал эти слова. «Художественный» и «Атмосфера». Произнёс их и сейчас должна быть телега про «игры как искусство», от которых обычного геймера гарантированно тошнит. Но эта игра действительно похожа на произведение такого искусства, пусть и не поражающее воображение, но всё равно очень хорошее. Вдобавок ко всему, как уже многие заметили, игры за последнее время стали гораздо смелее в показе жестоких ситуаций, чем кино. Потому как кино стало мейнстримом с рейтингом PG-13 и оно уже не будит воображение, не вскрывает социальные язвы, превращаясь в тупейший аттракцион на полтора-два часа, а в играх пока еще сохраняется хоть какая-то степень свободы. Да, конечно, я понимаю, что есть кино и лучше, есть игры и хуже, но в целом, Last of Us уже успели обозвать «Гражданином Кейном» от игрового жанра. Признаться, есть за что.

Впрочем, мы отвлеклись от собственно самой игры, а не её титулов.

Бои с монстрами в основном сводятся к стелсу — амуниции здесь маловато (апокалипсис же), мутантов очень много, и большинство из них убивает вас с одного удара. Прорастающий из головы врагов гриб приводит к полнейшей слепоте, поэтому «кликеры» ориентируются, как летучие мыши — эхолокацией по звуку, убивать их себе дороже — одного убьете, но звуками привлечете еще с десяток. К слепым кликерам добавляются и бегуны — фактически, по аналогии с фильмами Джорджа Ромера, «быстрые зомби», даром что называются по-другому. Есть и другие виды мутантов, но о них я рассказывать не буду, вы увидите их в игре сами.

Стелс здесь не то, чтобы очень удачный, но скажем так — не самый плохой, какой мог бы быть. Да, враги часто не замечают очевидного, но это можно списать на то, что у них в голове все забито спорами и уже совсем скоро они потеряют зрение — мало ли чего там видит мутант. Но в случае боев с обычными людьми недостатки такого стелса бросаются в глаза.

Не то, чтобы это была очень уж большая проблема, скорее условность к которой привыкаешь, но стелс, просто по сравнению со стрельбой, как будто сделан другими людьми. Поведение искусственного интеллекта врагов при стрельбе поразительно. Как только они вас обнаруживают, вы играете в настоящие кошки-мышки — кто к кому подберется и перехитрит. Враги обходят вас с флангов, замечают когда у вас кончаются патроны, комментируют практически каждое ваше действие, в общем, ведут себя как живые люди и почти никогда не повторяются. Выигрывая каждое сражение, вы чувствуете как совершаете подвиг. Добавьте к этому запредельную жестокость игры, когда Джоэл делает на экране всё, чтобы однажды накинувшийся на вас враг больше никогда не поднялся (используя для этого всё что подвернется под руку) и вы получите идеальное сочетание ураганного адреналинового экшена и напряжения, которое не отпускает до самого конца игры.

331714

Ну и конечно, взаимодействие героев. Мы видели неуклюжий кооп в Resident Evil, мы помним как кооп реализован в Army of Two, но показательно, что добиться от игры «чувства напарника» удалось только двум играм — недавнему Bioshock Infinite и этой игре. Отношения Джоэл-Элли нисколько не похожи на отношения Букер-Элизабет, но роднит их зависимость друг от друга. Без Элли не выжил бы Джоэл, а Элли не выжила бы без Джоэла. И эти узы куда как крепче родственных. Вдобавок, я не знаю что Naughty Dog делает с актёрами, но это самые реалистичные персонажи в играх со времен L.A.Noire — эмоции, мимика, блеск глаз, иногда кажется что какая-то частица души актёров каким-то образом оцифрована и попала в видеоигру во время motion capture. Смешно, я знаю, но это правда.

Резюмируя, скажу, что игра заслуживает своих дифирамбов. Да, с этим можно спорить, ведь часть игры довольно однообразна (мутанты-люди-мутанты-люди на протяжении часов), часть сделана не так, как принято делать в 2013-м году (например её запредельная для многих сложность — лично я играл на Hard и успел пару раз матюгнуться, но судя по отзывам в интернете люди на Easy не могут пройти элементарные вещи), а часть явно не доделана из-за аппаратных ограничений консоли (там где хотелось бы Open World, нас запихивают в рамках «коридора», ограниченного упавшими деревьями), но это всё недостатки, которые просто не хочешь замечать по прохождении.

Такие игры выходят редко, сияют яркой звездой на небосклоне, заставляя остальные игровые компании стремится к её совершенству. Такую звезду помнят годами, но после играют в другие игры, которые попроще — история тут одноразовая, это надо признать. Но однажды рассказанная история не перестает быть плохой или недосказанной от того, что вы знаете чем она закончится

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий