Энергосеть. Культовая игра с энергией

Привет всем любителям настольных игр! Сегодня мы хотим поговорить об игре . Это экономическая игра, придуманная немцем Фридманном Фризом в 2004 году. С тех пор Энергосеть получила множество наград по всему миру, при этом постоянно попадая в топ-10 лучших настольных игр по версии сайта www.boardgamegeek.com.

Энергосеть – это поистине интересная и глубокая экономическая игра, заставляющая думать во всех направлениях, принимая во внимание множество деталей. В отличие от таких, например,  многим известных игр, как Монополия или Менеджер, где победа в игре в большей степени зависит от удачи, в Энергосети она будет зависеть от вас. В этой игре нет кубиков, а случайность выпадения карт из колоды станций мало влияет на игровой процесс и самым большим фактором случайности здесь будет человеческий фактор, что делает игру максимально приближенной к реальности.

Смысл игры – развивать собственную энергосеть, обеспечивая электричеством как можно больше городов. Чем больше городов вы снабжаете, тем больше денег вы получаете, чтобы продолжать развитие. Развитие состоит из пять фаз: определения очередности хода игроков, аукциона электростанций, покупки ресурсов, строительства энергосети и получения денег.

Комплект игры

Комплект игры Энергосеть поистине радует количеством различных деталей.

  • Качественно выполненное двухстороннее поле из плотного картона с картами Германии и США.
  • Фишки поставляются в двух пакетиках. В первом пакетике 132 домика – по 22 домика на 6 игроков, во втором пакетике 84 фишки ресурсов 4 видов. Итого – более 200 фишек, сделанных из дерева.
  • Деньги номиналом 1, 5, 10 и 50 электро (забавная ассоциация с евро). Купюры сделаны из тонкой бумаги, что удобно при обращении с ними, правда, не очень удобно в плане долговечности.
  • 42 карты электростанций и 1 карта «этап 3».
  • 6 памяток для игроков.  С одной стороны памятки таблица, по которой игрок может определить, сколько денег он получит за то количество городов, которые снабдил электричеством. С другой стороны памятки расписана последовательность хода игроков, правда, она почему-то на немецком языке.
  • Правила игры.

Электростанции и ресурсы. Подготовка к игре

Перед началом игры выбирается карта страны и области, в которых будут производить электроэнергию игроки, после чего каждый получает по 50 электро и 22 домика одного цвета.

Далее формируется рынок электростанций. Что интересно — здесь нет никакого элемента случайности. Первые электростанции, которые попадают на аукцион всегда одни и те же – это 8 станций с номерами с третьего по десятый, причем верхней картой в колоду всегда кладется электростанция с номером 13, а нижней – карта «этап 3». Номер электростанции одновременно обозначает и её цену. Карты раскладываются в два ряда – сверху кладется ряд с действующим предложением рынка, снизу – ряд с ожидаемым предложением рынка. В каждом ряду карты всегда выкладываются по возрастанию их номера, что удерживает рынок от резкого скачка цен на электростанции, оставляя наиболее дорогие станции в конце нижнего ряда.

После того, как сформированы предложения электростанций, формируются предложения ресурсов. В игре Энергосеть существует 4 вида ресурсов, на которых могут работать электростанции: уголь, мазут, вторсырье, уран. Помимо этого есть экологические электростанции, которым для работы не требуются ресурсы. Для определения цены ресурса на игровом поле существует специальная шкала цен, на которую выставляются фишки ресурсов. В начале игры самая низкая цена на уголь будет составлять 1 электро за 1 ресурс, на мазут – 3 электро, на вторсырье – 7 электро и на уран – 14 электро.

Ход игры. Определения очередности хода игроков (1 фаза)

Партия состоит из нескольких раундов, каждый из которых делится на 5 фаз. В первой фазе игроки определяют очередность хода. Первым ходит игрок с наибольшим числом городов, подключенных к его энергосети. Если между двумя или более игроками городов поровну, то очередность хода среди них определяется по цене электростанции – первым будет ходить тот, чья электростанция дороже. В начале игры очередность определяется жребием. Для того, чтобы знать, кто за кем будет ходить, игроки выставляют по одному домику на шкалу очередности ходов. Какой бы простой не была первая фаза игры, она является ключевой во всем предстоящем раунде. Дело в том, что игрок, чья фишка оказывается в начале шкалы очередности, ходит первым лишь во второй и пятой фазах игры. В третьей и четвертой фазах ходы будут делаться в обратном порядке. Очень важно в процессе игры следить за своим положением на этой шкале и опираться на него при построении стратегии.

Аукцион электростанций (2-я фаза)

После того, как очередность хода игроков определена, приходит время выбирать электростанцию. Игрок стоящий первым на шкале очередности выбирает себе электростанцию из действующего предложения рынка и назначает за неё цену не ниже номера электростанции. То есть, если это четвертая станция, то минимальная цена, за которую её можно купить будет равна 4 электро. Каждый из игроков, который ходит после него может в порядке очереди назначить более высокую цену за эту электростанцию либо пропустить торги по этой электростанции. Станция достается тому, кто назначит за неё самую высокую цену. Игрок, купивший станцию, больше не сможет участвовать в торгах в этом раунде. Если игрок не хочет покупать станцию в свой ход, он может сказать пас. В таком случае в этом раунде он не покупает электростанцию и не может участвовать в дальнейших торгах.

Когда электростанция куплена, на её место выкладывается самая младшая по номеру карта из ожидаемого предложения рынка. А в ряд ожидаемого предложения пополняется верхней картой из колоды. Карты в обоих рядах снова раскладываются по возрастанию, как и в начале игры.

В этой фазе очень важно правильно выбрать электростанцию, потому что от этого будет зависеть большая часть вашей стратегии на ближайшие несколько ходов, пока вы не избавитесь от этой станции.

Покупка ресурсов (3-я фаза)

 

Когда аукцион электростанций закончен, настает время покупать ресурсы для своих станций. Право первым покупать ресурсы выпадает тому игроку, чья фишка стоит последней на шкале очередности. На каждой электростанции указано, на каком топливе она работает, как много его необходимо для одной выработки энергии и сколько городов она может снабдить энергией за один ход. Для каждой своей электростанции вы можете купить только тот вид ресурсов, на котором она работает. Максимальное количество ресурсов, которое может храниться на электростанции, составляет её двойную выработку.

В этой фазе наиболее выгодно быть последним на шкале очередности. Если же вы понимаете, что у вас не получится оказаться последним на шкале очередности, старайтесь покупать наименее ресурсо-зависимые станции либо те станции, ресурсы для которых будут обладать наименьшей конкуренцией.

Строительство (4-я фаза)

Электростанции готовы к работе. Пришло время создать свою энергосеть. В этой фазе первым снова действует игрок, фишка которого стоит последней на шкале очередности. В первом раунде можно выбрать любой незанятый город и поставить в нем свой домик, который будет означать, что этот город подключен к вашей энергосети. При дальнейшем строительстве каждый следующий город должен быть соединен с предыдущими. Если мы внимательно посмотрим на карту, то увидим, что каждый город поделен на три зоны – 10, 15 и 20. Это цена  строительства подстанции в этом городе, где 10 – цена строительства для первого игрока, 15- для второго и 20 – для третьего. В первом раунде в каждом городе может строиться только один игрок. Чтобы построить первый город, необходимо заплатить всего лишь 10 электро. Чтобы подключить второй и последующие города, вам надо заплатить за постройку подстанции в этом городе плюс заплатить за соединение с одним из уже подключенных вами городов. Цена за соединение указана между городами. Не обязательно соединять новый город с соседним городом вашей сети, но где бы вы его не построили, вы должны заплатить стоимость всей цепи подключений до одного из ваших городов. После постройки каждого нового города передвигайте свою фишку на шкале городов.

Бюрократия (5-я фаза)

И вот пришло время получить деньги, вложенные в вашу энергосеть. Итак, каждый игрок, начиная с первого, снимает со своих электростанций столько фишек ресурсов, сколько ему понадобится, чтобы снабдить электричеством города его сети, руководствуясь следующими тезисами:

  • Вы получаете деньги лишь за те города вашей энергосети, которые смогли обеспечить энергией, за города, оставшиеся без света, вы денег не получаете.
  • Если  ваши электростанции могут снабдить электроэнергией больше городов, чем у вас есть, то остатки энергии просто сгорают впустую – за них вы денег также не получите.
  • Вы можете задействовать все свои электростанции или лишь те, которые сочтете нужным.
  • Будьте внимательны: если у вас на станции хранится двойной запас ресурсов, это не значит, что эта электростанция может выработать в два раза больше электроэнергии, просто часть ресурсов останется на следующий раунд.

Как видите, чтобы сделать вашу прибыль наиболее оптимальной, вам надо задумываться об этом в каждой фазе игры: ваши электростанции должны окупиться как можно скорее, ресурсы не должны сгореть впустую, а их стоимость не должна превышать прибыль от них, а также все  застроенные города, должны приносить доход.

Когда все игроки получили заработанные деньги, на рынок поставляются новые партии ресурсов. После этого карта самой дорогой станции убирается под низ колоды и ей на замену из колоды берется другая карта. Таким образом, получается, что самые дорогие электростанции скапливаются под картой «этап 3». Делается это для того, чтобы в завершающем третьем этапе игры в игре остались только самые дорогие станции.

Этапы игры

В игре существует три этапа. На первом этапе каждый город может быть подключен к энергосети только одного игрока, на втором этапе – к сетям двух игроков и на третьем – троих. Каждый этап игры вносит свои коррективы в игру. На первом этапе игрокам по сути надо руководствоваться тактикой выжженной земли, стараясь построить свою сеть максимально дешево и не пуская туда конкурентов. Второй этап начинается, когда кто-либо из игроков построил сеть из 7 городов. Теперь каждый город может быть подключен к сетям двух игроков. К этому времени большая часть карты (вернее играемой территории) оказывается почти полностью покрытой домиками игроков. Начинается новый виток борьбы за территорию. Третий этап наступает после того, как из колоды вытаскивается карта «этап 3». После этого с рынка электростанций скидывается карта самой дешевой станции. На рынке остается 6 карт электростанций, и теперь все они представляют действующее предложение. Теперь в фазе бюрократия с рынка будет убираться не самая дорогая, а самая дешевая станция.

Завершение игры и определение победителя

Игра завершается в четвертой фазе, в которой в игре появляется сеть из 17 городов. Победителем становится игрок, который сможет обеспечить электричеством наибольшее количество городов. Если несколько игроков претендуют на звание победителя, в таком случае выигрывает тот из них, у которого больше денег.  Чтобы побеждать, не обязательно завершать цепь из 17 городов самому и даже не всегда вам нужно будет отстраиваться в 17 городах, ведь победит именно тот, кто сможет не только построить, но обеспечить электричеством свои города.

Резюме

Игра Энергосеть должна понравиться любителям экономических игр. В отличие от многих других игр, где победитель, как правило, вырывается вперед, в Энергосети до последнего сложно сказать наверняка, кто станет победителем. Тот, кто вырывается вперед на шкале городов, очень скоро может оказаться позади, ведь все преимущества за аутсайдерами – и возможность последним выбирать электростанцию, и низкие цены на ресурсы, и возможность первым строить подстанции в городах. Однако если вы будете грамотно выбирать электростанции, то можете оказаться практически независимым от очереди хода, и это станет для вас очень сильным конкурентным преимуществом. А в целом в игре Энергосеть много различных стратегий развития и тактических ходов, поэтому играть в неё можно снова и снова, каждый раз открывая её для себя заново.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 5

  1. Николай:

    было бы славно, если в обзоре излагались хотя бы минимальные закономерности и тактика правильного развития в игре…

    [Ответить]

    Катя (Play-people) Reply:

    Цель этого обзора- не рассмотрение тактик и стратегий игры, а скорее знакомство с правилами более понятным языком.

    [Ответить]

    Николай Reply:

    Понял Вас. Владете ли Вы тактиками и стратегиями по этой игре, изложенными в текстовом виде? Был бы благодарен за любую информацию, предоставленную по данному вопросу.

    [Ответить]

    Катя (Play-people) Reply:

    Николай, игра экономическая и сделана как модель реальной экономики. Лучшая стратегия здесь — наибольшая прибыль при наименьших затратах. То есть вам надо обратить внимание на все, на чем можно сэкономить в игре и экономить на этом. Единственное, на чем не надо экономить — это электростанции, потому что это долгосрочное вложение. Старайтесь покупать электростанции с таким расчетом, чтобы они вам прослужили максимально долго и при этом были бы наилучшими по соотношению затраты ресурсов/выработка энергии. Если станция того стоит, за неё есть смысл поторговаться. Однако не сражайтесь очень сильно за станцию с далекой перспективой. То есть если ваши станции и так дадут вам достаточно энергии на следующий ход, а то и два, то лучше вовсе пропустить торги или немного поторговаться для виду, чтобы запутать соперников и взвинтить цены на станции. Если вы будете придерживаться этой стратегии, то с большой долей вероятности сможете выиграть.

    Однако, игра непростая и тем и интересна. Если вам попадутся сильные соперники, то помимо вышеприведенной стратегии вам придется подключить все свои умения. Например есть ещё грамотная линия игры — держаться в аутсайдерах до самого конца. Таким образом вы гарантируете себе самые дешевые ресурсы на рынке и первым подключаете города, захватывая территорию и скупая самые дешевые места. Экономя деньги таким способом, к концу игры вы должны накопить достаточно денег на финальный рывок, чтобы под конец обогнать всех соперников и стать первым. Самое главное не упустить тот момент, когда надо обгонять соперников, иначе можно так и остаться позади.

    Удачной игры!

    [Ответить]

    Николай Reply:

    Вот это то, чего я ждал. Благодарю

    [Ответить]

Оставить комментарий